Литургия

Богослужение, за которым совершается Таинство Причащения, называется литургией.

Слово «литургия» в переводе с греческого означает «общественное служение». Трапеза, на которой совершается Таинство Причащения, называется престолом, потому что на ней Иисус Христос как Царь таинственно присутствует.

Первая часть литургии, за которой приготовляется хлеб и вино для Таинства, называется проскомидией. Она совершается в алтаре во время чтения часов. Слово «проскомидия» означает «принесение». Это название напоминает об обычае древних христиан приносить в храм свою жертву — все нужное для совершения литургии.

Хлеб, употребляемый для Таинства Причащения, называется просфорой, что значит «приношение». Практически они пекутся при храме, где их и можно приобрести. Но можно подать просфору в алтарь с запиской – именами своих близких, о которых мы просим священника помолиться. На просфорах священник совершает службу. Из первой, самой большой просфоры он готовит причастие, вырезает Хлеб, будущее Тело Христово. Хлеб, приготовленный для Причащения, называется Агнцем, потому что он являет собой образ страждущего Иисуса Христа, подобно тому, как в Ветхом Завете изображал Его агнец пасхальный. Части богослужебной просфоры, из которой был вынут Святой Агнец, называются антидором (буквально: «вместо Даров»). В конце литургии антидор раздаётся молящимся для подкрепления их сил.

Следующую часть литургии, за которой верующие приготовляются к Таинству, древние назвали литургией оглашенных, потому что к слушанию ее, кроме крещеных и допускаемых к Причащению, допускаются и оглашенные, то есть готовящиеся ко Крещению, а также и кающиеся, не допускаемые к Причащению. Она оканчивается повелением оглашенным выйти из храма.

Та часть литургии, за которой совершается Таинство Причащения, называется литургией верных, потому что одни верные (верующие), то есть принявшие Крещение, имеют право быть за этим богослужением. Каждый желающий приступить к Таинству Причащения должен испытать (открыть) перед Богом свою совесть и очистить ее покаянием во грехах, чему способствуют пост и молитва. Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от Хлеба сего и пьет из Чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем (1 Кор. 11, 28—29). Тот, кто причащается Тела и Крови Христовых, теснейшим образом соединяется с Самим Иисусом Христом и в Нем становится причастным вечной жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь во Мне пребывает, и Я в нем (Ин. 6, 56). Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную (Ин. 6, 54).

О том, как часто следует причащаться Святых Таин, следует заметить, что древние христиане причащались каждый воскресный день; но ныне немногие имеют такую чистоту жизни, чтобы всегда быть готовыми приступить к столь великому Таинству. Церковь материнским гласом увещевает исповедоваться перед духовным отцом и причащаться Тела и Крови Христовых стремящихся к благоговейной жизни — каждый месяц. Те, кто только слушает Божественную литургию, а не приступает ко Святому Причащению, могут и должны участвовать в литургии молитвой, верой и особенно непрестанным воспоминанием Господа нашего Иисуса Христа, Который повелел сие творить в Его воспоминание (см.: Лк. 22, 19).

Совершение и принятие Таинства Святого Причащения в истинной Церкви христианской будет продолжаться всегда, до самого Пришествия Христова, по слову апостола Павла: «Всякий раз, когда вы едите Хлеб сей и пьете Чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет» (1 Кор. 11, 26)